Полезные статьи  Полезные статьи.

О влиянии функциональных особенностей фортепиано на процесс обучения пианиста.

    Член Вашей семьи поступил в музыкальную школу или уже учится. Что его ждёт в ближайшие годы? Статистика довольно печальна: многие школу или бросали, или "домучивали", а ведь вначале на занятия ходили как на праздник.Практика обслуживания фортепиано и многолетние наблюдения привели к неожиданному выводу: одна из основных причин заключается в том, что инструменты фактически не подготовлены к учебному процессу, и значительно снижают эффективность работы и педагога, и ученика. Речь идёт не о настройке, как операции по осуществлению интервальных соотношений звукоряда, и не о ремонте, в некоторых случаях необходимом.

    Отсутствие информации о влиянии функциональных особенностей инструментов на возможности играющего обрекают многих талантливых и одарённых учеников на относительно низкий уровень реализации их способностей. Большинство владельцев фортепиано годами не приглашают специалиста, хотя по техническим условиям инструменты рекомендуется обслуживать не реже двух раз в год, даже при условии, что инструмент используется не более 1 часа в день. Настройщика приглашают не по уровню квалификации и профессиональных возможностей подготовки инструмента для обучения, а по чисто финансовым критериям. Настройка фортепиано, безусловно, является квалифицированной работой, но она не имеет прямого отношения к игровым возможностям пианиста.

    Получается так, что обычная настройка приводит к неоправданным материальным затратам, потому что игра на инструменте, не что иное, как управление звукоизвлечением. Для играющего важнее пианистичность, комфортность контакта с инструментом, которые зависят, в первую очередь, от определённого взаимодействия элементов механики и тембра звучания.

    Существуют определённые тесты, принятые практикой пианизма, позволяющие максимально реализовать возможности звукоизвлечения, но на практике многие параметры значительно отличаются от нормы. Чаще всего инструменты или не отрегулированы изначально по каким то причинам, или же это последствия неблагоприятных условий эксплуатации, а возможно и неквалифицированного вмешательства.

    Регулировка игрового механизма - исключительно тонкая, квалифицированная, ответственная работа, и стоит она значительно дороже ординарной настройки, и, возможно, поэтому недостаточно востребована.

    Что касается работы с тембром звучания, то по моим многолетним наблюдениям большинство инструментов или вообще "безликие", или разнотембровые по регистрам, звучат обеднено и неинтересно. Тембровую окраску звука можно в значительных пределах изменять, но эта работа по силам только очень опытным мастерам-интонаторам.

    На практике, ввиду того что инструменты, как правило, не обслуживаются годами, даже если на них не играют, многим из-за неблагоприятных "условий жизни" требуется уже не настройка, а большой ремонт для приведения их в технически исправное состояние.
    Во всех случаях, с учётом вышесказанного, целесообразнее выполнять целый комплекс операций, в том числе изменение тембра звучания и возможностей управления звукоизвлечением, что адекватно рождению другого инструмента.

    Если после такой работы регулярно проводить профилактику, процесс игры на фортепиано будет максимально эффективным, появится потребность общения с красиво звучащим и комфортным инструментом.

    Уважаемые родители! Чтобы не травмировать психику Вашего будущего пианиста в процессе обучения игре на инструменте, тщательно подготовьте свой инструмент для решения педагогических задач.

    Чтобы инструмент звучал красиво и был пианистичным, необходимо помимо хорошей настройки проводить высококвалифицированные операции по формированию тембра звучания, а также оптимальную регулировку механики для создания ученику наилучших условий освоения постоянно усложняющихся заданий.

    Итак, домашний инструмент может стать хорошим другом, помогая правильно использовать возможности пианиста. Но при определенных обстоятельствах инструмент может стать и врагом. Многолетние наблюдения и анализ конструктивных и функциональных особенностей работы фортепиано позволили иначе взглянуть на процесс обслуживания пианино и роялей.

    Оказывается, каждый конкретный инструмент является, по существу, программным устройством и определённым образом влияет на характер звукоизвлечения независимо от качества настройки.

    Анализируя особенности работы инструмента, на котором осуществляется процесс обучения, можно с достаточной вероятностью вычислить замечания педагога в адрес ученика, которые фактически спровоцированы функциональными особенностями инструмента.

К примеру:

  • Глухой, тусклый звук программирует жесткую манеру игры и замечания "не долби", "играй мягче";
  • если левый регистр глуше правого, возможны замечания "не греми левой";
  • чрезмерно яркое, резкое звучание, наоборот, может вызвать игровую немощность, слабое звукооизвлечение;
  • высокие некомфортные педали часто вызывают зажимы и замечания "опусти плечи, расслабься";
  • так называемая мелкая игра формирует, как правило поверхностное звукоизвлечение и замечание "доставай донышко, играй глубже" и т.п.
  •     Обучение игре на фортепиано, - это, помимо всего прочего, обучение искусству ударов молоточков по струнам. А каким образом реализуются эти удары? Энергия удара концентрируется на кончиках пальцев и направлена в донышко клавиши. Формирование этой энергии во многом зависит от функциональных особенностей работы конкретного инструмента. Другими словами, культура звукоизвлечения зависит, в первую очередь, от регулировки механики и тембра звучания и, в меньшей степени, от качества настройки.

        Даже хороший пианист на плохо управляемом инструменте, к примеру, с неровной клавиатурой, с разным ощущением глубины клавиш (туше), с посредственным, не интересным звучанием и т. п. характеристиками, будет играть намного хуже своих возможностей, а что уж говорить о тех, кто учится, или даже только начинает учиться. Многие считают, что инструмент - данность, но это не так!

        Меняя параметры работы инструмента можно эффективно помочь учебному процессу и избежать возможного появления комплексов у пианиста из-за неправильно сформированной самооценки. Учебный инструмент должен красиво, дорого звучать, быть пианистичным и комфортным.

        Даже объективно измеренные и, вроде бы, близкие к тестам установки параметров регулировки, на практике часто необходимо изменять (для оптимизации функций работы конкретного инструмента в связи с определёнными задачами).

        В настоящее время от подавляющего большинства проблемных инструментов стараются избавляться путём дарения, утилизации или, в лучшем случае, продажи за символическую сумму. Многие инструменты действительно требуют (при стереотипном, общепринятом при диагностике подходе) дорогостоящего капитального ремонта, а также немалых затрат времени и средств на транспортировку в реставрационные мастерские и обратно.

        Мой продолжительный опыт работы с подобными инструментами свидетельствует, что можно ограничиться текущим ремонтом, ликвидируя основные "патологии" технического состояния, и основное внимание уделить формированию тембра, пианистичности и комфортности управления звукоизвлечением. Фактически это равнозначно замене на функционально более качественный инструмент. Как правило, такая работа занимает до 7-8 часов.

        Хочу также отметить, что по моей статистике инструменты старшего поколения (к примеру, отечественные пианино, произведенные до 1963г.) на практике оказываются функционально более надёжными, чем инструменты более поздних выпусков.
    Любой инструмент имеет право на жизнь!

    Несколько слов о настройке и обслуживании пианино и роялей

        Понятие "настройка" чаще всего отождествляют с "обслуживанием" и понимают как налаживание что, с моей точки зрения, в корне неверно и может привести к досадным недоразумениям.

        Настройка - это операция по установлению интервалов звукоряда на технически исправном инструменте, причём, осуществляется она не на основе музыкального слуха, как считают многие, а на основе слуха настройщика, имеющего совершенно другие критерии и формирующегося только в результате длительной практики. При этом довольно сложна техника работы настроечным ключом.
    А если необходим подъём строя, то только практический опыт может помочь определить степень риска и возможные негативные последствия работы на данном инструменте. Так что, эта работа весьма квалифицированная. Музыкальный слух может вообще дезориентировать при оценке выполненной мастером-настройщиком работы. Дело в том, что фортепиано настраивается в так называемом равномерно-темперированном строе, который, по большёму счёту, не удовлетворяет природным интонационным требованиям развитого музыкального слуха, то есть, при прослушивании интервалов, вне динамики игры какого либо произведения, строй может иногда восприниматься музыкальным слухом в какой то мере неудовлетворительно. И вины настройщика здесь нет. Попробуем разобраться в этой ситуации.

        По своей природе музыкальный слух математичен и ориентирован на восприятие натуральных (чистых) интервалов. Удвоенная частота воспринимается как интервал октавы, 2/3 частоты - как интервал чистой квинты, 3/4 - чистой кварты и т.д. Известно, что для интонаций мелодического строя наиболее совершенным будет строй по чистым квинтам (пифагоров строй). Проблема в том, что чистыми квинтами нельзя настраивать инструменты с фиксированным строем, так как при этом интервал октавы расширяется ~ на 1/9 тона (пифагорова кома). Такая октава звучит очень фальшиво и практически не пригодна. Несколько столетий не могли найти оптимальный способ настройки инструментов с фиксированным строем (органы, клавикорды, клавесины и т.д.), чтобы можно было играть в любых тональностях без так называемых "волчьих" интервалов.

        Проблему строя удалось решить, только отказавшись от использования в настройке чистых интервалов внутри чистой октавы. Одна из задач настройщика фортепиано - по возможности равномерно разделить пифагорову кому в пределах октавы, то есть, сделать темперацию. Такой строй не совсем удовлетворяет природным требованиям музыкального слуха, но он энгармоничен и позволяет играть в любых тональностях.

        Не менее сложна работа с крайними регистрами фортепиано, которые настраиваются по так называемой "кривой Рейлсбека", когда для согласования звучания по всему диапазону в нижнем регистре строй занижается, а в верхнем завышается. Это связано как с психофизиологическими особенностями восприятия крайних регистров, так и с негармоничностью струн. У струн, помимо основной частоты колебаний, есть множество обертонов, которые активнейшим образом влияют на восприятие высоты. Теоретически эти обертоны должны располагаться по математическому ряду, но в реальных струнах обертоны завышены, что очень затрудняет восприятие высоты звучания (особенно в басовом регистре) и может привести к ошибочному мнению, что настройщик плохо настроил интервалы. Особенно это характерно для инструментов низкого класса и малогабаритных инструментов. Таким образом, к оценке качества настройки фортепиано желательно подходить по возможности корректно и компетентно.

        Итак, обслуживание фортепиано - это комплекс операций, осуществляемых на инструменте для решения определённых задач, с учётом технического состояния, конструктивных и функциональных особенностей, условий работы и т.п.

        В настоящее время при обслуживании решаются, в основном, следующие задачи: профилактика, предпродажная подготовка, для музицирования и подготовка инструмента для обучения.

        Настройка, в некоторых случаях, может вообще отсутствовать при обслуживании. Большинство родителей, отдавая своих детей в музыкальную школу, придерживаются установок: ЯМы не собираемся в консерваторию, а решили попробовать, вот если он (она) себя проявит в музыке, то мы приобретём хороший (надо понимать дорогой) инструмент, поэтому сейчас нам никаких тонкостей не надо, только подстроить и всё. Они даже не представляют себе возможности негативных последствий такой позиции.

        Мне думается, что гораздо важнее не стоимость инструмента, а то, как инструмент подготовлен, и убеждён, что домашний инструмент наиболее важное звено в цепи обучения и именно он первым формирует самооценку ученика.

        Ещё раз повторю, что при обслуживании учебного инструмента необходимы (помимо настройки) высококвалифицированные операции по формированию тембра звучания и оптимальная регулировка игрового механизма в связи с педагогическими задачами.
    Убедитесь в этом сами, прочитав историю из жизни пианистов.

    Из жизни пианистов

        Юлия через семь лет после окончания музыкальной школы решила настроить свой домашний инструмент. Вот что она пишет о результатах обслуживания своего инструмента:

        Я очень надеюсь, что этот очерк поможет всем тем, кто играет на фортепиано, пересмотреть свое отношение к инструменту, а в особенности - к его обслуживанию.

        Я с детства увлекалась музыкой и очень хотела освоить игру на фортепиано. Педагоги говорили, что у меня способности к музыке. Когда я попала в музыкальную школу, я с удовольствием стала заниматься музыкой. Помимо работы в классе, я регулярно и подолгу занималась дома, выполняя домашние задания, отрабатывая пассажи. Через некоторое время преподаватель вызвал моих родителей и объявил, что, на его взгляд, я мало занимаюсь дома. Ему казалось, что у меня нет прогресса, что я ленюсь. Более того, он утверждал, что из меня при всех моих способностях не выйдет профессионального пианиста, так как у меня плохая техника, и он не видит возможным это исправить.

        Конечно, я очень расстроилась, но решила не отчаиваться и с новыми силами принялась за отработку трудных пассажей. Но чем больше и усерднее я работала, тем меньше меня хвалили.

        В результате, последние 2 года в школе я просто отсиживала положенное время за домашним инструментом, не получая от этого удовольствия.

        Честолюбие и любовь к музыке позволили мне закончить школу. Я и сейчас играю на фортепиано для себя. Но все эти годы я жила с мыслью о том, что у меня плохая техника, что я была ленивой ученицей, и т.д.

        Однажды я решила вызвать хорошего настройщика для своего инструмента. Он ознакомился с инструментом, затем посмотрел на меня, и сказал: "Вы, наверное, вымучили последние годы в музыкальной школе… Я была поражена, с какой точностью он смог это определить. Выяснилось, что мой инструмент был "запрограммирован на низкую культуру звукоизвлечения и провоцировал нежелание заниматься. Он удивился моей силе воли, благодаря которой я все же закончила школу. Он также доказал мне, что все проблемы, которые я столько времени считала своими, на самом деле являлись проблемами моего инструмента.

        Когда работа была закончена, то я совершенно не узнала свой инструмент. Другое звучание, другое ощущение клавиатуры и педалей. Какое-то фантастическое превращение.

        Мастер дал мне возможность снова обрести веру в себя, в свои возможности, в то, что я могу получать от игры на фортепиано истинное удовольствие.

        От всей души желаю всем пианистам обрести это непередаваемое ощущение гармонии, которое стало возможным благодаря комплексному обслуживанию фортепиано. Удачи Вам!

        Мельников Александр Александрович - фортепианный мастер, член ссоциации Фортепианных Мастеров России.

    К началу страницы



    Рейтинг@Mail.ru