Союз музыкальных мастеров Сибири
На инструментальной базе Института искусств и культуры ТГУ Союзом музыкальных мастеров Сибири с 17 по 22 августа проведен первый в истории Томска международный семинар настройщиков пианино и роялей, в котором приняли участие фортепианные мастера от Урала до Дальнего Востока.
Экспертами семинара выступили такие опытные и известные мастера, как Евгений Пашнев (Салоники, Греция), Федор Фрик (Челябинск), Владимир Клопов (Алматы, Казахстан). Кроме того, в работе семинара принял участие президент Союза музыкальных мастеров Сибири Владимир Бирюков (Новосибирск).
Настройщик пианино и роялей сейчас – редкая и малочисленная
профессия, потому что школ, где этому обучают, в России почти не
осталось, - говорит ответственный за проведение семинара, заведующий
фортепианной мастерской ИИК ТГУ Михаил Казанцев. – И наш семинар
очень важен, потому что проводился в целых повышения квалификации.
В рамках проведения семинара был произведён капитальный
ремонт концертного рояля «Москва» находящегося в Концертном зале ЦК
ТГУ. Также прошла серия мастер-классов по разным видам и техникам
настройки пианино и роялей.
Видео ТВ-2 Томск
Экскурс в историю СММС
Союз музыкальных мастеров Сибири - так решено было назвать профессиональную организацию, образованную на учредительной конференции, которая состоялась 26 марта 1998 г. в Новосибирском музыкальном колледже. Идея объединения мастеров музыкальных инструментов витала в воздухе уже не один год, так как на глазах был положительный пример активной деятельности Ассоциации фортепианных мастеров России, созданной в 1990 году. И все же, принимая решение о создании региональной организации, мы еще не знали, насколько жизнеспособной она окажется.
Оглядываясь на прошедшее десятилетие можно с уверенностью сказать, что Союз наш окреп и количественно, и качественно. Если на учредительной конференции присутствовало 28 мастеров из Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края, то сейчас количество членов СММС составляет более сотни и представляют они кроме названных областей еще и Омскую, Челябинскую, Тюменскую, Томскую, Амурскую области, республики Тува и Алтай, а также Красноярский и Хабаровский края.
На прошедших за это время ежегодных семинарах около двух десятков пианино и роялей обрели вторую жизнь, прочитано множество
лекций и проведены мастер-классы по различной тематике. Свою деятельность СММС осуществляет в тесной связи с АФМ России, являясь по своей сути ее восточным филиалом. За время существования Союза 15 сибирских мастеров участвовали в работе общероссийских семинаров и
были приняты в члены АФМ России. В то же время ряд музыкальных мастеров, членов АФМ стали принимать участие в сибирских семинарах и вступили в СММС. Произошло еще большее сближение наших организаций, да это и закономерно - ведь цели и задачи у нас одни и те же.
Прошедшие годы показали, что решение о создании профессионального
союза музыкальных мастеров было правильным и своевременным.
Президент СММС В.С. Бирюков.
Одиннадцатый учебно-практический семинар фортепианных мастеров в Новосибирске - 10 лет Союзу музыкальных мастеров Сибири.
Семинары в Новосибирске стали уже привычным явлением. Фортепианные мастера огромного региона от Урала до Дальнего Востока каждый год собираются вместе, чтобы обсудить свои профессиональные проблемы, приобрести новые знания и навыки, «из первых рук» — от опытных мастеров-наставников. Однако в этом году традиционный семинар имел особый, юбилейный характер: 10 лет исполнилось той общественно-профессиональной организации, которая проводит эти семинары — Союзу музыкальных мастеров Сибири.
В теперь уже далеком 1998 году собрались вместе лучшие мастера Новосибирска и Барнаула и решили объединить под эгидой новой организации ранее разрозненные силы представителей нашей профессии, живущих и работающих в этом регионе. Первой значительной акцией вновь созданного Союза был проведенный в июне того же 1998 года региональный семинар фортепианных мастеров. В ту пору уже получили известность семинары, проводимые Ассоциацией фортепианных мастеров России, они в какой-то мере послужили образцом для подражания. Тем не менее, новосибирский семинар с самого начала имел и собственные черты, отличающие его от мероприятий АФМ. Назовем здесь пока только чисто географическое положение Новосибирска: из Кемерова или Новокузнецка приехать сюда проще и дешевле, чем в Москву или Петербург. Об остальных отличиях мы поговорим позже, а пока вернемся в год рождения СММС.
На первый семинар удалось собрать слушателей из Новосибирска, Барнаула и близлежащих областей в довольно скромном количестве 28 человек. «Проба пера» оказалась удачной. Организаторы сразу сумели установить высокую профессиональную планку: в качестве ведущих педагогов были приглашены наиболее опытные мастера региона (в их число посчастливилось попасть и автору этих строк). Удачное соотношение теоретических лекций и практических занятий дало возможность слушателям с самым различным уровнем подготовки обогатить свой опыт новыми знаниями и навыками. Все участники семинара единодушно отмечали его высокий уровень и результативность.
Успех первого семинара вдохновил организаторов, и было решено проводить такие семинары ежегодно, приурочивая их к весенним каникулам, поскольку приезжающие мастера в большинстве своем работают в музыкальных школах и именно в этот период имеют возможность с наименьшими потерями отлучиться на неделю с работы, чтобы съездить на семинар.
Второй семинар состоялся в марте 1999 года. Здесь впервые возникла мысль провести в рамках семинара серьезную ремонтную работу и сдать восстановленный инструмент «под ключ» его владельцу — учреждению, предоставившему «крышу» для проведения семинара. Так, совместными усилиями ведущих педагогов и слушателей был впервые приведен в рабочее состояние сильно изношенный рояль «Петроф» в Новосибирской филармонии. Это стало традицией, и на всех последующих семинарах их участники проводили основательный ремонт одного-двух инструментов в разных учебных или концертных заведениях Новосибирска. На протяжении десятилетней истории семинаров силами их участников было «реанимировано» — приведено в рабочее состояние более десятка «умирающих» и уже «мертвых» роялей и пианино в музыкальных школах и колледжах города. Восстановленные инструменты исправно служат и будут служить еще не один десяток лет, а музыканты, играющие на них, — добрым словом вспоминать мастеров, участвовавших в ремонте этих инструментов.
В последующие годы неуклонно расширялся состав и география участников семинаров. Число слушателей росло, люди приезжали учиться и обмениваться опытом из самых дальних уголков Сибири и Дальнего Востока. Росло и число ведущих педагогов: в разные годы в Новосибирск приезжали поделиться знаниями и опытом такие мастера, как Н.А.Головкин из Москвы, Ф.Ф.Фрик из Челябинска, С.Н.Якименко из Омска. По инициативе С.Н.Якименко десятый семинар был проведен в Омске, и эта «выездная сессия» нашего семинара тоже оказалась удачной.
однако нынешний семинар, ознаменовавший десятилетие СММС побил все предыдущие рекорды. В число ведущих педагогов, помимо постоянных участников команды наставников — В.С.Бирюкова, Н.П.Жибы, В.А.Клопова — включились двое мастеров из зарубежья, и на этот раз — дальнего. Звездой семинара стал главный технолог известной немецкой фирмы «Аугуст Фёрстер» г-н Франк Израэль. В качестве ведущего педагога приехал на семинар Е.В.Пашнев, ныне живущий в Греции — один из участников учредительной конференции, на которой 10 лет назад был образован СММС. Рекордным оказалось и число слушателей: 65 человек из едва ли не всех краев и областей Сибири и Дальнего Востока.
К чести хозяев семинара, его работа была организована образцово. Всех участников распределили на три группы, с каждой из которых ведущие педагоги провели все запланированные занятия. А программа была насыщенной. Маэстро из Германии провел практические занятия по регулировке механики и интонировке рояля «Аугуст Фёрстер». Актуальность этих тем не вызывает сомнений: рояли этой фирмы составляют заметную долю в общероссийском рояльном парке, а кроме того, те профессиональные секреты, которыми щедро поделился Франк Израэль, применимы к роялям любой марки.
Гость из Греции (но все-таки — свой: он родом из Барнаула) провел основательный анализ процессов износа механики рояля и пианино и способов противостоять этим процессам и компенсировать их. Автор этих строк поделился со слушателями своим опытом регулировки одного из наиболее ответственных узлов механики рояля — шпилера в его взаимодействии с барабанчиком гаммерштиля, применительно к инструменту с заметным износом механики. Мастер из Барнаула Н.П.Жиба провел практические занятия по замене головок молотков и демпферов пианино, а также продемонстрировал слушателям целый комплекс упражнений по развитию профессионального слуха настройщика и по приемам работы настроечным ключом. Президент СММС и бессменный ведущий педагог всех новосибирских семинаров В.С.Бирюков провел практические занятия по перегарнировке клавиатуры рояля, а также на лекционном занятии рассказал о методах реализации равномерно-темперированного строя. Помимо перечисленного выше, для всех желающих проводились индивидуальные занятия-консультации по интересующим слушателей вопросам.
В рамках нынешнего семинара, как и ранее, был проведен капитальный ремонт «пожилого» рояля «Аугуст Фёрстер». Здесь отличились новосибирские мастера Сергей Гофман и Игорь Субочев. Были заделаны трещины в деке, дека была заново отлакирована, была заново окрашена и припасована чугунная рама. Мастера провели сложнейшую работу по изготовлению нового вирбельбанка и полностью заменили струнную одежду. Замена гарнировки клавиатуры была проведена слушателями в рамках уже упомянутого практического занятия. Таким образом, Новосибирская средняя специальная музыкальная школа-колледж получила взамен «пожилого» и изношенного практически новый рояль.
Словом, юбилейный семинар удался — таково было мнение всех его участников. В этом, безусловно, проявил себя результат серьезных усилий его организаторов и в первую очередь Президента СММС В.С.Бирюкова, всех ведущих педагогов, основательно подготовивших материал своих занятий и проведших их на достойном уровне.
Одним из главных итогов 10-летней деятельности СММС можно считать тот факт, что именно благодаря семинарам — как московским, так и новосибирским — у молодых представителей нашей профессии была и есть постоянная возможность учиться, а у опытных мастеров — поделиться своими знаниями с молодежью. Но и не только: сами «маститые» от общения друг с другом, да и со слушателями, обогащают свой опыт, имеют возможность познакомиться с самыми свежими технологическими и теоретическими находками своих коллег. Даже сама подготовка к занятиям на очередном семинаре дисциплинирует мысль мастера, заставляет его внятно и системно изложить для слушателей имеющийся материал (хотя бы конспективно). Так общение педагогов со своими учениками оказывается полезным взаимно.
Несмотря на то, что наконец создана и начала функционировать государственная система подготовки и повышения квалификации фортепианных мастеров (Школа настройщиков в московском Строительном колледже №12), она пока делает свои первые шаги и подобные семинары еще долго будут играть большую роль в деле воспитания кадров для нашей профессии.
Несколько слов в порядке сравнения семинаров АФМ и СММС. Московские семинары с самого начала ориентированы были на мастеров ведущих зарубежных фортепианных фирм. В этом есть свое преимущество: сведения о фирменных приемах, методах и тонкостях обслуживания мы получаем там из первых рук. Но в этой установке можно отметить и недостаток: трудности перевода с языка на язык, отсутствие возможности непосредственного общения слушателей с мастером, разница в условиях работы, финансировании и возможностях приобретения запчастей и материалов. Ведущие педагоги новосибирских семинаров досконально знают эти наши специфические условия, сами в них работают (хотя пора бы уже и нам перестать «латать тришкин кафтан» добывая материалы и запчасти из списанных инструментов). И никаких языковых проблем: мастера и слушатели в Новосибирске всегда понимают друг друга без помощи переводчиков.
В этом смысле наш юбилейный семинар был шагом в направлении сближения с традицией АФМ: г-н Франк Израэль общался с нашими слушателями все-таки при помощи переводчика. Но и в московских семинарах в последние годы все чаще мастер-классы проводят российские мастера. Очевидно, что такое сближение неслучайно: организаторы семинаров, как в Москве, так и в Новосибирске, ищут и находят наиболее эффективные формы своей работы.
Юбилейный семинар со всей определенностью показал, что его творческий потенциал и уровень профессионализма, высокий с самого начала существования СММС, продолжает расти. Но для реализации этого роста нам нужно добиться понимания и поддержки со стороны руководителей тех учебных и концертных учреждений, в которых работают наши потенциальные и реальные участники семинаров. Забота о повышении квалификации своих сотрудников — святая обязанность руководителя любой бюджетной организации, и директора музыкальных школ, училищ и филармоний должны понять, что затраты на командировку мастера на семинар окупятся сторицей.
Очень хотелось бы также некоторой материальной поддержки со стороны властей в финансировании самих семинаров. В рамках бюджетов города, области, а уж тем более всей России те средства, которые могли бы позволить семинарам стать еще более эффективными, расширить число их участников, приглашать самых авторитетных мастеров из России, ближнего и дальнего зарубежья, составили бы сравнительно небольшую величину, а отдача от этих сумм в виде грамотного и профессионального обслуживания пианино и роялей в учебных и концертных учреждениях страны продлила бы жизнь инструментов. Отрадно, что первая ласточка в этом отношении уже имела место на нашем юбилейном семинаре. Следует высказать слова благодарности администрации Новосибирской области, выделившей средства для оплаты участия в семинаре мастеров из области и самого Новосибирска — хороший пример для подражания руководителям и других областей, из которых приезжают в Новосибирск учиться фортепианные мастера.
Союз музыкальных мастеров Сибири уже вступил во второе десятилетие своего существования. Пожелаем всем руководителям и рядовым членам этого истинно творческого союза держать взятый темп в своей деятельности — столь важной и нужной, особенно сегодня, когда от нас зависит, быть или не быть фортепианному парку России, ветшающему со временем и почти не пополняющемуся новыми инструментами. А это, в известной мере, значит, быть или не быть музыкальной культуре страны. И я уверен, Союз музыкальных мастеров Сибири будет на высоте стоящих перед ним целей и задач.
10.04.2008. В.А.Клопов, член АФМ и СММС, г. Алматы.